Выставка - Марк Коник. Код Коника (07 апреля 2022 )

07 апреля 2022

Адрес: Москва, Фрунзенская наб., 10

Жанр: Живопись

В Москве, в Гостином дворе, открылась выставка живописи «Код Коника». Выставочный проект знакомит посетителей с творчеством Марка Александровича Коника (1938–2012) – одного из основоположников советского художественного проектирования середины двадцатого века и тонкого, уникального живописца. Проект состоит из двух частей. Основная экспозиция, включающая около 100 произведений, расположилась в Гостином дворе. Работы «азиатского» цикла, можно будет увидеть в галерее ВСЕКОХУДОЖНИК на Фрунзенской набережной. «Код Коника» – это тайна, глубоко запрятанная в образных решениях художественных проектов и живописных работ мастера. Произведения Марка Коника, окутанные таинственностью, привлекут любителей непостижимых загадок, пытающихся разгадать заложенные в них смыслы. Коника можно с полным правом причислить к представителям «неофициального искусства» последней трети XX столетия, сосуществовавшего в СССР с искусством, официально признанным государством. Представители этого направления зачастую выполняли одобренные госчиновниками художественные заказы, занимали официальные должности в разных институциях: издательствах, союзах художников и тому подобное. И много работали «в стол», «для себя». Такова творческая судьба Коника. Дизайнер, сценограф, живописец, педагог, теоретик искусства Марк Коник посвятил свою жизнь зарождению и развитию в СССР программного средового дизайна, то есть, проектированию общественных пространств. Он принял эстафету от школы Баухауса и ВХУТЕМАСА, ездил в Германию и изучал традиции Баухауса на месте. Коник долгие годы руководил одной из групп Центральной учебно-экспериментальной студии художественного проектирования при Союзе художников СССР, которую чаще называли «Сенежская студия», так как базировалась она в одноименном Доме творчества СХ СССР под Москвой. Замыслы и разработки участников студии под руководством Коника, отличались новаторским подходом и идейном революционностью, до воплощения в жизнь большинства эпатажных для того времени проектов чаще всего не доходило. Но то, что дошло до нас, поражает своей сегодняшней актуальностью: оформление городских площадей, выставочных экспозиций, музеев и павильонов, – то, что называется «общественной средой». «Объект, дающий мне более всего впечатлений, – это по-прежнему город, как сценическая площадка жизни, ее мастерская…», – писал в автобиографии Марк Коник. Характерная примета времени, – дизайнер Коник словно дистанцировался от живописца Коника: при жизни автора состоялась единственная его персональная выставка, приуроченная к 70-летию.